Конференция "Реализация современных обучающих технологий в хирургии".

4 декабря 2013 года в зале заседаний Ученого Совета РНИМУ имени Н.И. Пирогова прошла конференция "Реализация современных обучающих технологий в хирургии", организованная научно-практической секцией "Эндохирургия" Учебного центра инновационных медицинских технологий (см.программу).

Основной темой заседания было рассмотрение различных аспектов подготовки будущих хирургов. При этом важные вопросы, касающиеся перспектив внедрения в нашей стране концепции непрерывного медицинского образования, развития симуляционного обучения обсуждались с учащимися, профессиональное будущее которых связано с иными условиями работы, продиктованными реформой образования и стандартами нового поколения.

Эти очень важные вопросы постоянно рассматриваются на самых высоких уровнях, от министерских кабинетов до съездов врачей и различных профессиональных общественных организаций. В рамках данного мероприятия впервые к участию в важной дискуссии привлечены студенты, интерны, ординаторы РНИМУ имени Н.И. Пирогова.

Открыли заседание директор Учебного центра инновационных медицинских технологий Алексей Иванов и руководитель НПС «Эндохирургия» УЦИМТ Александр Гущин с  докладами о работе в нашем университете симуляционного тренингового центра для хирургов и возможностях обучения в нем врачей, ординаторов, интернов и даже студентов.

О вовлечении учащихся в научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки в рамках инновационной конструкторской площадки «ТЕХНОПАРК» рассказал зам. директора УЦИМТ Владимир Волков. Участие творческой, креативно мыслящей молодежи в работе учебного центра по созданию, внедрению в образовательный процесс и практическую медицину новых технологий позволяет развивать таланты будущих врачей, ученых, организаторов здравоохранения и педагогов. При этом появляется возможность привлечь к полезной практической работе на благо инновационного развития университета прогрессивно мыслящих, владеющих современными компьютерными технологиями молодых людей. Здесь учащиеся работают над созданием новых тренажеров, полезных моделей, компьютерных программ, баз данных, учебно-методических пособий, которые сначала реализуются в форме изобретений и рационализаторских идей на экспериментальной площадке ТЕХНОПАРКА. Затем они находят выход на более серьезный уровень в виде патентов, прототипов медицинских образовательных программ, технических приборов, аппаратов, инструментов и печатной продукции (подробнее).

Одну из форм эффективной оценки результатов практической подготовки будущих хирургов к профессиональной деятельности – олимпиад по технике хирургических операций – представили студент нашего университета, активный член НПС «Эндохирургия» Прокофьев Артем и победитель многих студенческих олимпиад по хирургии Ринат Шафигуллин.   Определение необходимого уровня владения стандартным навыком для дальнейшей аттестации, выдачи дипломов и сертификатов, аккредитации деятельности и т.п. осуществляется через промежуточные зачеты по практическим навыкам на кафедрах хирургического профиля и по результатам курсовых и государственных экзаменов. Проверить высший (или выше среднего) уровень владения хирургическим навыком у студента для дальнейшей рекомендации его развития в профессиональной среде, повышения квалификации, последипломного образования на кафедрах хирургического профиля возможно с помощью хирургических олимпиад. Авторы работы поделились опытом организации подобных мероприятий в нашем университете и участия в аналогичных состязаниях в других ВУЗах (подробнее). Всесторонняя проверка хирургических бригад для выявления лучших – одна из задач конкурсов.  При этом может быть с успехом осуществлено эффективное использование симуляционных образовательных технологий для оценки результативности освоения практического навыка. Кроме поощрения наиболее успешных участников, олимпиады способствуют развитию интереса студентов к хирургии.

Студентка РНИМУ Екатерина Фролова представила результаты интересного исследования: «Участие студентов, интернов, ординаторов и аспирантов в форумах и конгрессах – подготовка к работе современного врача в системе непрерывного медицинского образования».  Развитие профессиональных компетенций заключается в том, что каждый дипломированный специалист должен будет в обязательном порядке участвовать в  научно-практических мероприятиях с учетом контроля их посещения в форме накопления баллов и повышения профессионального рейтинга. Среди возможных причин игнорирования конференций у врачей авторы выделяют: непонимание сущности этих мероприятий, малая осведомленность, низкий уровень мотивации, другие факторы. Привлечение учащихся к их активному посещению авторы видят через формирование осознанного восприятия всех перспектив участия в этой деятельности. Среди них можно выделить: возможность быть в курсе последних мировых тенденций и инноваций в области медицины, построение своей будущей врачебной тактики на основе опыта ведущих специалистов, понимание необходимости непрерывного обучения, постоянного совершенствования знаний, умений и др. Сегодняшняя ситуация, когда специалист, повышая свою категорию, «вынужден» посещать конференции, съезды и конгрессы ради заполнения формы отчета не подходит для полноценной реализации системы непрерывного медицинского образования. Чтобы врач мотивированно смог участвовать в этом процессе - навыки осознанного подхода к необходимости и важности этой деятельности следует прививать «со студенческой скамьи» (подробнее).

Раскрыть содержание и значение мастер-классов и тренингов как эффективной формы приобретения новых знаний и освоения практических навыков  смогла в своем докладе Ксения Петрова (РНИМУ им. Н.И. Пирогова). В задачи реализации современных обучающих технологий для будущих хирургов на этом уровне авторы включили:  1) развитие концепции непрерывного образования   в рамках обучения в ВУЗе и в течение всей последующей врачебной деятельности; 2) создание максимально возможного стартового навыка у учащихся; 3) распространение эффективных приемов и методик обучения; 4) создание системы стимуляции  и контроля развития профессионализма. Мастер-классы, по мнению авторов, дают возможность показательной демонстрации новых и традиционных методов, распространение эффективных приемов, рекомендаций и предупреждений от старших коллег, позволяют проводить разбор нестандартных клинических ситуаций, а также расширять собственную сферу профессиональной деятельности. Тренинги знакомят с оборудованием и спецификой их организации, позволяют приобретать определенный мануальный навык и расширяют возможности преемственности опыта.  Среди выводов доклада были следующие: 1) тренинги на стадии знакомства с методикой - безопасный и эффективный способ выработки навыка; 2) мастер-класс на уровне расширения собственных профессиональных возможностей позволяет перенять и распространить наиболее удобные и эффективные приемы; 3) в рамках концепции непрерывного образования оба данных метода в совокупности позволяют существенно повысить уровень специалиста. Свои заключения авторы подкрепили демонстрацией успешности проведения подобных мероприятий в УЦИМТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова (подробнее).

Инновационное решение в дополнение ступеней медицинского образования будущих хирургов было отражено в выступлении Дарьи Пензевой. Секретарь НПС «Эндохирургия» представила доклад «Презентационные формы взаимодействия специалистов в научной среде», раскрывающий новое значение участия студентов в выставках и презентациях. Исследования авторов, основанные на опыте УЦИМТ, позволили прийти к следующим выводам: 1) посещение презентаций дает учащимся представление о рынке фармацевтической и медицинской продукции, образовательных услуг и способствует  формированию критического мышления в выборе и применении средств, технологий; 2) организация презентаций  позволяет учащимся изучить систему рекламы изнутри, помогая в дальнейшем принять правильные решения при взаимодействии с поставщиками товаров и услуг; 3) участие в организации презентаций учит представлять доказательства необходимости того или иного вида лечения пациентам, излагать мысли коллегам, давать рекомендации родственникам больного в доступной форме (подробнее).

Заключительным докладом конференц-заседания было выступление руководителя НПС «Эндохирургия» УЦИМТ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Александра Гущина, который поделился с юными участниками образовательного процесса важными решениями и обсуждениями перспектив медицинского образования в нашей стране и мире, прозвучавшими с больших трибун IV общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование – 2013» (4-5 апреля; подробнее), международной конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине – 2013» (26-27 сентября; подробнее) и семинара Чарльза Познера для руководителей симуляционных центров (14-15 ноября; подробнее).

Привлечение студентов, интернов, ординаторов и аспирантов к активному обсуждению этих вопросов, по мнению организаторов конференц-заседания, является необходимой гранью успешной реализации концепции непрерывного медицинского образования. Так как участником пилотного проекта по НМО является и РНИМУ им. Н.И. Пирогова, данное мероприятие позволило донести до самых активных учащихся нашего ВУЗа важные вопросы образования, касающиеся их будущего. Врачи XI века еще со студенческой скамьи должны быть мотивированы к осмысленном участию в своем непрерывном профессиональном развитии.

Прошедшее конференц-заседание позволило раскрыть эти важные аспекты на примере подготовки будущих хирургов. И здесь, как показали доклады и выступления, важны не только оперативные навыки, клиническое мышление и многие привычные для преподавателей хирургии знания и умения. Подготовка врача должна быть всесторонней, вырабатывать в нем активную гражданскую позицию и формировать личность, отвечающую за свое профессиональное развитие на протяжении всей врачебной деятельности.